Среди
высших богов славянского пантеона она была единственной
представительницей женского пола. Правда, некоторые исследователи
называют целый ряд других богинь: Дивия (Дива), Жива, Подага, Желя,
Морена, Купала, Лада, Леля. Однако вызывает споры уже одна возможность
их существования
вообще и как
общеславянских или русских богинь в частности. Во всяком случае нет
серьезных оснований относить какое-то из этих женских божеств в разряд
великих. А вот идол Макоши, как свидетельствует летопись, приказал
поставить в Киеве князь Владимир в ряду наиболее почитаемых божеств.
Охарактеризовать
ее нелегко. Посвятив ей основательное исследование, Б.А. Рыбаков начал
его так: «Макошь — женское божество, оно является одним из наиболее
загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во
многих источниках, но они отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить
на вопрос о географическом диапазоне ее культа...» Но в конечном счете
раскрыть эту загадку ему так и не удалось. По его мнению: «Все говорит
за то, что Макошь (задолго до того, как она стала лишь покровительницей
женских работ) была очень важной богиней праславянского пантеона...»
Тут
несколько странно звучит пренебрежительное отношение к женским работам,
словно им покровительствовать несравненно менее почетно, чем, например,
скотоводству или земледелию, не говоря уж об охоте и собирательстве,
которое испокон веков считалось женским занятием. Более того, если
учесть существование целого ряда богов, покровителей мужских занятий,
не выглядит странным введение в их круг хотя бы одного божества,
напоминающего о значительной, а порой и решающей роли в общем хозяйстве
женского труда.
Мокошь причисляют к
общеславянским божествам (имя это встречается не только у восточных, но
и у западных и южных славян), а потому истоки этого культа могут
уходить в далекую «дославянскую» древность. Название одного из обрядов,
связанных с ее культом, называется «мокрида», что наводит на мысль о
связи Мокоши с понятием мокроты; кстати, в жертву этой богини в поздние
времена бросали в колодец пряжу, кудель.
В
Олонецком крае в XIX веке существовало поверье, что «Мокуша» наблюдает
за прядущими женщинами, а порой обходит дома, и если пряха заснула, а
веретено ее вертится, то говорят, что за них прядет Мокуша.
Создается
впечатление, что в образе этой богини соединились несколько не
обязательно связанных между собой представлений: здесь и женские
занятия вообще, и конкретно прядение, и сплетающиеся нити судьбы
(подобно греческим богиням Мойрам), и олицетворение матери сырой-земли,
и пригляд за земными водами (колодцами). А по мнению Б.А. Рыбакова,
«нас должна заинтересовать несомненная близость слов, образующих жребий
и имя богини. Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма
(мать), можно представить себе «Ма-кошь» как наименование «Матери
счастливого жребия», богини удачи, судьбы».
Правда,
чем больше версий происхождения слов «макошь» и «мокошь», чем
неопределеннее пределы «владений» богини, тем труднее она для
понимания. Возможно, с ее именем древние славянки связывали нечто очень
важное, сокровенное, о чем мы и не догадываемся?
В
рукописи XIV века автор сетует: «Мокоши не явно молятся, да ...призывая
идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей
жены». Тут важно то, что идолам Мокоши поклоняются тайно (несмотря на
строгий христианский запрет) и не только в глухих углах. Возможно, к
покровительству Макоши женщины обращались в самых разных случаях, а не
только ради помощи в ведении домашнего хозяйства.
Борьба
христианских священников с культом Макоши дала свои результаты. Идолы
были повержены, имя пришло в забвение, и уже мало кто помнил о том, что
представляет из себя и чему покровительствует Макошь, однако ее место
отчасти заняла святая Параскева-Пятница, которую стали считать покрови-
тельницей полей и водоемов, колодцев, домашнего хозяйства, а также целительницей.
Такова
обычная закономерность. Если даже пропадает, забывается имя языческого
бога, народ находит ему замену в системе новой религии, даже несмотря
на то, что она отвергает многобожие.
Источник: http://www.100velikih.com/view489.html |