Так именовался
бог огня, огненной стихии. Поклоняясь земному воплощению огня, называли
его Сварожичем; ему молились, приносили жертвы.
В
Ипатьевской летописи (начало XII в.) сказано: «...Сего ради прозваша и
бог Сварог... и по семь царствова сын его именем Солнце, его же
наричают Дажьбог... Солнце цар сын Сва-рогов...»
Принято
считать, что Сварог олицетворяет дух огня вообще, тогда как небесное
воплощение огня представляется в образе Дажьбога. Но и тут не все так
просто. Можно вспомнить, что в индийской мифологии Сварга — это светлый
рай небесный (или просто небо). Так что в этой связи отцом Солнца могли
считать светлый небосвод — Сваргу — и его мифического хранителя
Сварожича.
В древнерусских текстах
встречается сопоставление Сварога с греческим богом-кузнецом Гефестом.
Но по обоснованному мнению Б.А. Рыбакова: «Сварог — несомненно небесное
божество и более всеобъемлющее, чем греческий Гефест...» В другом месте
он уточняет: «Огонь связывает кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не
кузнец; при нем только упали небесные клещи, необходимые кузнецам.
Сварог скорее божественный культурный герой, открывший людям железо и
учредивший семейные порядки».
Как считает
этот ученый, можно установить мифологическую периодизацию истории
славян, где после первобытной эпохи наступает «эра Сварога», когда
началась обработка металла и была установлена моногамная семья.
Последующая «эра Дажьбога», согласно этой гипотезе, знаменовала
установление государственности, царской власти.
Все
это, безусловно, не только интересно, но и правдоподобно. К сожалению,
слишком мало фактического материала, чтобы принять такую версию
безоговорочно.
В связи с почитанием
славянами небесных стихий, следует упомянуть еще одно божество —
Стрибога. О нем известно совсем немного. Идол его был установлен в
Киеве князем Владимиром, но это еще не означает, будто этот бог был
общеславянским или почитался всеми русскими. Некоторые авторы считают
его одним из главных славянских богов, хотя в подтверждение этого не
приводится убедительных свидетельств. Известно, что в «Слове о полку
Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, а несут они дары необычные:
стрелы, а веют со стороны моря
В некоторых
древнерусских текстах Стрибог упоминается совместно с Дажьбогом, что
позволяет считать его тоже подателем благ, богатств. Но при чем тогда
тут стрелоносные ветры? И почему эти ветры — внуки Стрибога, а не дети9
А если у него был сын — отец ветров, то почему о нем нигде ничего не
сказано?..
Остается только разделить мнение Б.А. Рыбакова: «Стрибог остается в значительной мере неразъясненным».
именно его изображали в древности как крылатого пса — охранителя посевов от диких животных, да и от домашнего скота тоже.
Предполагается,
что как покровитель растительности и плодородия Симаргл был заимствован
восточными славянам у скифов-пахарей (так их называл Геродот), если
только они сами не были представителями этих земледельческих племен.
Впрочем,
и в этом случае окончательного решения проблема бога Симаргла не имеет,
как это приходится говорить по поводу большинства языческих богов
восточных славян.
Источник: http://www.100velikih.com/view491.html |