Аллах (образовано из члена al и арабского слова ilah), по толкованию
арабов, должно обозначать сдостойный (или достойное) молитв", но на деле
происходит несомненно от древнесемитического имени Бога "Эль"; это -
арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в
обязанность Мохаммедом. Таким образом это имя проникло в языки всех
мохаммеданских народов; хотя известия о религиозном быте Арабов в
домохаммедово время очень скудны и отчасти трудно понятны, но можно
принять с большою вероятностью, что вера в единого, всевышнего Бога,
стоящего выше других богов, была весьма распространена в средней Арабии
(Хиджаз). Когда Мохаммед, вследствие своих частых соприкосновений с
евреями и христианами, убедился в истинности монотеистического учения,
он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и перенес
на этого последнего - конечно, сильно видоизмененное - еврейское понятие
Бога. Мохаммедово представление об этом Боге, - как оно изложено в
коране, - чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и
восточной страстности. Прежде всего он, в противоположность многобожию и
некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам, подчеркнул
решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет бога кроме
Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе
обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не
производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею
бесконечностью; Он - средоточие, в котором все соединяется, явен и
скрыт. Он - господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он
всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти
качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а
часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога,
распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки,
заключающиеся именем А., как сотым, вмещающим в себе все прежние
эпитеты.