Среда, 24.04.2024, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
В мире интересного [90]
Детские стишки [109]
Детские песенки [163]
Скороговорки [6]
Загадки [45]
Колыбельные [10]
Пословицы и поговорки [158]
Стихи о маме [38]
Умелые ручки [91]
Раскраски [23]
Задачки [17]
Орфография [51]
Правила русской орфографии и пунктуации
Уроки украинской литературы [28]
стихи,рассказы,басни
СМС [52]
картинки, поздравления
Праздники [53]
Все о праздниках
Все об Украине и украинцах [19]
История Украины:обычаи и традиции
Страны и народы мира [44]
Все о странах и народах мира
История [85]
Исторические даты,события,великие люди.
География [7]
Мифология [36]
Развивающие игры [70]
Стереокартинки, стереограммы, волшебные картинки [40]
Биографии поэтов и писателей [198]
Математика [148]
Стихи о временах года [50]
Тайна имени [87]
Тайный язык дня рождения [86]
Украинское народное творчество [222]
Сочинения на русском языке [338]
Сочинения для школьников на русском языке
Сочинения на украинском языке [403]
Сочинения для школьников на украинском языке
Стихи для детей. Кирилл Авдеенко [13]
Авторские стихи для детей.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки украинской литературы

5 клас

УРОК No 5

НИКИФОР АФАНАСЬЕВИЧ ЩЕРБИНА
(1900-1977)

Украинский кубанский писатель родился в станице Старокорсунской в семье казака-хлебороба. По его собственному признанию, начало его творчества было продиктовано желанием «овладеть родным украинским словом». Жил на кубани, в Киеве и Харькове. В силу сложных жизненных обстоятельств во время второй мировой войны выехал в Европу, а после войны перебрался в Америку.

В 1969 году в Нью-Йорке он издал последний сборник стихов «Проліски» («Подснежники»), адресованный ученикам украинских народных школ. Многие его поэтические произведения навеяны воспоминаниями о родном кубанском крае, Украине.

КРАЮ РІДНИЙ

Краю рідний! Мій далекий Краю!
Як без тебе гірко в чужині!
Хоч у сні тебе я привітаю,
І побачу тільки в сні.

Полетів би я бузьком до тебе
І углядів би твої поля,
Де ліси, річки й високе небо,
Де я хлопчиком гуляв.

Та не маю крилець долетіти
До степів, гаїв і рідних хат,
Де цвітуть пахучі, ніжні квіти,
У цвіту буяє сад.

Объяснения

привітаю — поприветствую;
побачу — увижу;
бузько — аист;
углядів — увидел;
хлопчик — мальчик;
пахучі — ароматные.



? ? ?

1. О каких глубоких чувствах рассказывает поэт в стихотворении?

2. Какие образы далекой родины волнуют его?

3. Узнаешь ли ты в стиховторении «Рідний край» приметы кубанского края? какие именно?



Соловейко

Раненько-вранці жвавий соловейко
На вишеньці співає веселенько,

Де сонечко на росах, коло хати,
Вже починає самоцвітом грати,

А на пахучі китиці бузка
Впадає зграйка бджілок гомінка;

Усе цвіте рожево, червінково,
Навколо чуєш тільки тепле слово,

Немов ніде ні злочинів, ні воєн,
І світ увесь добра та щастя повен,

Веселі всі — великі і малі,
Усе живе раює на землі!..

Коли б насправді так воно було
І між людьми навіки зникло зло!

Объяснения

грати — играть;
впадає — садится;
зграйка бджіл — стайка пчел;
гомінка — говорливая;
світ — мир;
цвіте рожево — цветет розово;
червінково — красочно;
злочин — преступление;
раює — живет как в раю;
насправді — действительно;
зникло — пропало.

? ? ?

1.О чем мечтает поэт в этом стихотворении?

2.Что нужно сделать, чтобы исчезло зло на земле и люди стали счастливыми? Могут ли эти мечты сбыться сегодня?



На волю.
Пісня.

Виходьмо дружно з хат на волю —
До лісу, луків і річок,
Де сяйво, пахощі навколо,
Де співи радісних пташок.

Під дзвін пісень
Яснує день
І пестить нас
В розкішний час.

Ми любим степ, ми сонце любим,
Ми любим гори і моря.
Пташок і звірів ми голубим,
Серця в нас радістю горять.

Під дзвін пісень
Ясніє день
І пестить нас
В розкішний час.

Ми перейшли кряжі зелені,
Пливем по озеру між скель,
Де ходять кози та олені,
Де з вітром бореться орел.

Під дзвін пісень
Ясніє день
І пестить нас
В розкішний час.

Объяснения

виходьмо — давайте выходить;
луки — луга;
сяйво — сияние;
навколо — вокруг;
співи — пения;
пестить — ласкает;
розкішний час — прекрасное время;
голубим — нежим;
скеля — скала.



? ? ?

1. К чему зовет поэт молодых?

2.Назовите черты, характеризующие героев этого произведения.

3.Что понравилось тебе в стихотворении «На волю»?

4. Почему в заголовке указано, что это песня?



Беривіз.
Веснянка.

Лине пісня, мов дзвіночок,
Розійшлась луною скрізь.
Чий то дзвонить голосочок:
"Покинь сани — візьми віз!"

То віщун весни завзятий —
Жовтогрудок-беривіз
Про весну почав співати:
"Покинь сани — візьми віз!"

Гомінкий струмок гойдає
Напівсонний верболіз,
Над селом, над сизим гаєм:
"Покинь сани — візьми віз!"

Дивну пташку бачать люди,
Схвилювалися до сліз:
"Вже весна!" І землю будить:
"Покинь сани — бери віз!"

Объяснения

беривіз — название весенней птички;
лине — летит, мчится;
луна — эхо;
скрізь — повсюду;
покинь — брось;
віщун — предвесник;
співати — петь;
гомінкий — говорливый;
струмок — ручей;
гойдає — качает;
верболіз — ивняк;
дивний — удивительный;
бачити — видеть;
схвилювались — взволноваться.



? ? ?

1.Как ты понимаешь весенний призыв птички: «Покинь сани — бери віз»?

2.Какое настроение охватывает тебя при чтении стиховторения «Беривіз»?

3.Какие черты характера свойствены положительным героям поэта-земляка Н.Щербины?

4.Каким ты представляешь себе образ поэта? Его взгляды на жизнь, отношение к добру и злу, к своей далекой родине?



Домашнее задание

Прочитай стихи Н.Щербины самостоятельно, найди в них главную мысль. Какие иллюстрации ты мог бы нарисовать к ним?



Веснянка

Розтанули сніги,
Стікають на луги,

Весна, весна прийшла,
Квіток нам принесла!

Лунає у садку
Зозулине "ку-ку".

Малята в ліс ідуть,
де проліски цвітуть.

В намиста сині скрізь
Прибравсь весняний ліс.

До квітів із села
Спішить прудка бджола.

А над гуртом малят
Пісні пташок дзвенять:

"Весна, весна прийшла,
Нам радість принесла!"



Літо

Ой, настало літо,
Ця пора свята,
Із трави і квітів
Килими спліта.

Зацвіли троянди,
Соняшник цвіте.
Вколо, де не гляньте, —
Бджілок рій гуде.

Коло хати рожі,
Півники й зірки,
Хмелик на горожі
Зацвіта п'янкий.

В ріках, по долинках,
Плинуть золоті
Рибки-синьоперки
У ясній воді.

Діти, мов качата,
Хлюпають, кричать;
Тут пасуть дівчата
Табунці качат.

Скільки сяйва, скільки
Сонця навкруги!
Дзвонять перепілки
У степи й луги.

Вистигла пшениця
Колосом шумить, —
То зігне колінця,
То устане вмить

А дарунки літа —
Дині запашні
Жилочками світять,
Сяють, як огні.

Палко і надхненно
Грають угорі
Коники зелені
в тихі вечори...

Ой настало літо,
Ця пора свята,
Із трави і квітів
Килими спліта.



Метелик

Метелик жовтий з білими цятками
Попав зненацька в павукову сіть.
Він крильми бив, борсався із нестями
І кликав побратимів: "Поможіть!"

З кубла свого похмурий павучище
До жертви насторожено побіг.
Метеличок метавсь то вбік, то вище,
Збиваючи напасника із ніг.

Побачив Петрик бій у павутинні
І визволив метелика: "Лети,
Де незабудки і дзвіночки сині,
Де медом пахне сонях золотий".



Загадки

Ходить без доріг
Воно життя дає землі,
Де пройде — там квітки й пісні.
Настане вечір — зникне в млі,
А вранці знов горить в огні.

Буває стиле і гаряче,
Простує тихо й без доріг;
Його усі частенько бачать,
А взяти ще ніхто не міг.



Барвистий шлях

Шлях барвистий після громобою
Через небо ліг дугою.
Він цвіте лише одну частину,
Доки хмари з неба злинуть.



Що без язика говорить?

Вона всього людей навчає,
Сама ж і язика не має.
Заставить плакати й сміятись,
В науках і в красі кохатись,
Тим часом, як сама
Без серця і німа.



Відгадки загадок

Ходить без доріг..............Сонце.
Барвистий шлях...............Райдуга, веселка.
Що без язика говорить....Книга.

Объяснения к стихотворениям

лунає — звучит;
зозуля — кукушка;
прибравсь — убрался, приоделся;
прудкий — быстрый;
килим — ковер;
троянда — роза;
соняшник — подсолнечник;
рій — рой;
півники — петушки;
хмелик — хмель;
качата — утята;
хлюпати — плескать;
надхнення — вдохновение;
цятка — пятно;
зненацька — ненароком;
борсатись — барахтаться;
із нестями — в растерянности;
кубло — логово;
напасник — нападающий;
визволив — освободил;
дзвіночки — колокольчики.

Объяснения к загадкам

життя — жизнь;
зникне — исчезнет;
вранці — утром;
стиле — охлажденное;
простує — шагает, следует;
усі — все;
бачити — видеть;
ніхто — никто;
барвистий — пестрый, цветастый;
часину — миг;
злинуть — сойдут;
говорить — говорит;
навчає — учит;
в красі кохатись — любить красоту;
тим часом — тем временем.

Категория: Уроки украинской литературы | Добавил: Kisa (19.03.2009)
Просмотров: 1309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz