Пятница, 26.04.2024, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
В мире интересного [90]
Детские стишки [109]
Детские песенки [163]
Скороговорки [6]
Загадки [45]
Колыбельные [10]
Пословицы и поговорки [158]
Стихи о маме [38]
Умелые ручки [91]
Раскраски [23]
Задачки [17]
Орфография [51]
Правила русской орфографии и пунктуации
Уроки украинской литературы [28]
стихи,рассказы,басни
СМС [52]
картинки, поздравления
Праздники [53]
Все о праздниках
Все об Украине и украинцах [19]
История Украины:обычаи и традиции
Страны и народы мира [44]
Все о странах и народах мира
История [85]
Исторические даты,события,великие люди.
География [7]
Мифология [36]
Развивающие игры [70]
Стереокартинки, стереограммы, волшебные картинки [40]
Биографии поэтов и писателей [198]
Математика [148]
Стихи о временах года [50]
Тайна имени [87]
Тайный язык дня рождения [86]
Украинское народное творчество [222]
Сочинения на русском языке [338]
Сочинения для школьников на русском языке
Сочинения на украинском языке [403]
Сочинения для школьников на украинском языке
Стихи для детей. Кирилл Авдеенко [13]
Авторские стихи для детей.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки украинской литературы

5 клас

ТВОРЧЕСТВО УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

УРОК No 2

ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО
(1814-1861)

Выдающийся украинский поэт родился в многодетной семье крепостных крестьян в селе Моринцы на Киевщине. В своем поэтическом слове отобразил мечты украинского народа о справедливой и зажиточной жизни. В его стихотворениях звучат мотивы любви к родному краю, простому люду , чарующей природе Украины.

Т.Г.Шевченко дружил с кубанским писателем Яковом Герасимовичем Кухаренко. Вел с ним многолетнюю переписку.

Похоронен поэт на высоком берегу Днепра, возле города Канева.

Сон

На панщині пшеницю жала,
Втомилася; не спочивать
Пішла в снопи пошкандибала
Івана сина годувать.
Воно, сповитеє, кричало
У холодочку за снопом,
Розповила, нагодувала,
Попестила; і ніби сном,
Над сином сидя, задрімала,
І сниться їй той син Іван
І уродливий, і багатий,
Не одинокий, а жонатий —
На вольній, бачиться, бо й сам
Уже не панський, а на волі;
Та на своїм веселім полі
Свою-таки пшеницю жнуть,
А діточки обід несуть.
І усміхнулася небога,
Проснулася — нема нічого...
на сина глянула, взяла
Його тихенько сповила
Та, щоб дожать до ланового,
Ще копу дожинать пішла.

Объяснения

на панщині — на барском поле;
спочивать — отдыхать;
шкандибать — хромать;
годувать — кормить;
сповитеє — в пеленках;
розповила — распеленала;
попестила — поласкала;
уродливий — красивый;
дожать до ланового — дожать до бурмистра.

? ? ?

1. Скажи, что увидела жница, когда «незаметно впала в сон»? Как ты думаешь, почему такой сон приснился ей?

2. Как ты понимаешь «урочный сноп», «до бурмистра»? О каком времени в истории Украины свидетельствуют эти слова?

3. Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению «Сон»?



Прочитай стихотворение Т.Шевченко на украинском и русском языках. Подумай над поставленными вопросами и ответь на них.Это произведение поэт написал далеко от родной земли, в изгнании.

Сонце заходить, гори чорніють

Сонце заходить, гори чорніють,
Пташечка тихне, поле німіє,
Радіють люди, що одпочинуть,
А я дивлюся... і серцем лину
В темний садочок на Україну.
Лину я, лину, думку гадаю,
І ніби серце одпочиває.
Чорніє поле, і гай, і гори,
На синє небо виходить зоря.
Ой зоре! зоре! і сльози кануть.
Чи ти зійшла вже і на Україні?
Чи очі карі тебе шукають
На небі синім? Чи забувають?
Коли забули, бодай заснули,
Про мою доленьку щоб і не чули.



Солнце заходит, горы чернеют

Солнце заходит, горы чернеют,
Пташечка мокнет, поле немеет,
Отдых находят люди под кровом.
А я гляжу... и думами снова
Мчусь на Украйну, в садик вишневий,
Мчусь к ней мечтами, в мечтах витаю,
И будто сердцем я отдыхаю.
Чернеет поле, и лес, и горы,
Звезда блеснула в синем просторе.
Звездочка! свет мой! — и слезы каплют.
Взошла ль уже та на Украйне?
Карие очи ищут, нашла ли
Звездочку в небе? Или забыли?
Если забыли, дай Бог, чтоб спали,
Про мою долю и не слыхали.

? ? ?

1.Какие чувства и мысли передает поэт в стихотворении «Сонце заходить , гори чорніють»?

2.Найди в тексте ласкательные слова, вопросительные и восклицательные предложения. Какова их роль в стихотворении?

3.Попробуй прочитать стиховторение на украинском языке, используя правило произношения украинских букв.

4.Составь словарик наиболее трудных для понимания украинских слов. Запомни их. Например: ныби - будто; думку гадаю - в мечтах витаю и т.д.

А теперь прочитай еще одно стиховторение Т.Г.Шевченко на украинском языке. Используй для понимания прочитанного перевод ключевых слов в разделе «Объяснения».Ответь на вопросы.

СВІТАЄ

Світає,
Край неба палає,
Соловейко в темнім гаї
Сонце зустрічає;

Тихесенько вітер віє,
Степи, лани мріють;
Між ярами, над ставами
Верби зеленіють;

Сади рясні похилились;
Тополі по волі
Стоять собі, мов сторожа,
Розмовляють в полі.

І все то те... вся країна
Повита красою,
Зеленіє, вмивається
Ранньою росою;

Вмивається, красується,
Сонце зустрічає,
І нема тому почину,
І краю немає.

Объяснения:

палає — горит, пылает;
зустрічає — встречает;
лани мріють — степи голубеют;
над ставами — над прудами;
сади рясні — густые сады;
похилились — склонились;
тополі по волі — тополя на воле;
мов сторожа — будто часовые;
розмовляють — разговаривают;
повита красою — сияет красою;
нема йому почину — нет ему начала.



? ? ?

1.Прочти стихотворение вслух, правильно выговария украинские слова.

2.Какое время года изобразил поэт?

3.За что любит поэт родной край?



Домашнее задание

Прочитай стихотворение Т.Г.Шевченко «Над дніпровою сагою...» («Над днепровою водою..») , ответь на поставленные вопросы.



НАД ДНІПРОВОЮ САГОЮ

Над дніпровою сагою
Стоїть явор меж лозою,
Меж лозою з ялиною,
З червоною калиною.

Дніпро берег риє-риє,
Яворові корінь миє.
Стоїть старий похилився,
Мов козак той зажурився.

Що без долі, без родини,
Та без вірної дружини,
І дружини, і надії
В самотині посивіє!

Явор каже: — Похилюся
Та в Дніпрові скупаюся. —
Козак каже: — Погуляю
Та любую пошукаю. —

А калина з ялиною
Та гнучкою лозиною,
Мов дівчаточка, із гаю
Виходжаючи, співають;

Повбирані, заквітчані
Та з таланом заручені,
Думки-гадоньки не маюать,
В'ються-гнуться та співають.

Объяснения

сага - речная заводь,
ялина — елка;
миє — моет;
похилився — наклонился;
зажурився — загрустил;
без долі — без доли;
без родини — без семьи;
дружина — супруга, жена;
самотина — одиночество;
любую — любимую;
гнучка лозина — гибкая лоза;
повбирані — разубраны;
заквітчані — наряжены;
думки-гадоньки — дум-забот;
з таланом — со счастьем.

? ? ?

1.Найди в стихотворении эпитеты и сравнения.

2.Выдели в произведении приметы пейзажа. Какая пора года изображена в стихотворении.

3.Что тебе понравилось в стихотворении? Какое настроение оно вызвало у тебя?

4.Распроси у своих родственников о том, что они знают о Т.Г.Шевченко. Поделись услышанным с друзьями.

Категория: Уроки украинской литературы | Добавил: Kisa (19.03.2009)
Просмотров: 5573 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Leruska_-_Kisa  
0
энштейн
ТЫ ЛОХ,П****АС и Г****ЕК,Козлина,С**А,Д***Л,и т.д.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

2 Лера  
0
хорошо
о что есть интернет да?!
да!!!

1 энштейн  
0
это круто но не то

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz