Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе
подошли к решению древние греки. Но впоследствии о физическом совершенстве
как-то забыли — наступало средневековье.
Роман
Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" рассказывает о Париже в
эпоху средневековья. Со свойственными ему энциклопедическими знаниями и
уклоном к риторике Гюго создает несколько интересных характеров, каждому из
которых можно посвятить целые тома исследований. Один из главных героев романа
- Квазимодо, звонарь Собора Парижской
Богоматери. В переводе с латинского "Квазимодо" означает
"как будто".И действительно, звонарь напоминает одну из
скульптурных химер, какие до сих пор украшают фронтон собора Нотр-Дам де Пари,
с огромной, покрытой рыжей щетиною головой, горбом между плечами и страшно
кривыми ногами. Благодаря своему уродству Квазимодо стал даже "папой
шутов" во время народноговеселья.
Квазимодо,
замкнутый в себе из-за своего уродства, иногда напоминал зверя. Но когда он
нежно и чисто влюбляется в девушку неземной красоты Эсмеральду, то это чувство
поражает и вызывает какое-то болезненное удивление. Квазимодо спас жизнь
Эсмеральде и прятал ее в Соборе. Их отношения за это время превращаются в
настоящее духовное понимание и единство, ассоциируясь с известной сказкой
"Аленький цветочек". Эсмеральда понимала чувства Квазимодо-урода и
поневоле привыкла к своему нежному и грустному спасителю. А тягу звонаря к
прекрасному следует искать не во внешних проявлениях, а в самой глубине его
естества. Гюго не смог однозначно ответить на вопрос, почему судьба так
жестоко и одновременно мудро поступила с Квазимодо. На протяжении всего романа
горбун Квазимодо чем дальше, тем больше выглядит духовно красивым. Преданность
горбуна Эсмеральде почти безумна, непостижима, ради нее он мог прыгнуть с
башни Собора, не задумываясь. Осознание собственного уродства до самой смерти
не дает покоя Квазимодо, а соединиться со своей любимой судьба разрешила ему толькопосле смерти.
Квазимодо не
является образцом трезвости и уравновешенности. Его терзают разнообразные
чувства, иногда им овладевает злость, которую можно считать следствием отношения
к нему окружающих людей. Он не смог удержаться от жажды мести священнику Клоду
Фролло, которого сбросил с высоты Собора. После гибели Эсмеральды и Фролло
Квазимодо произнес: "Вот все, что я любил". Он действительно любил
прекрасное, воплощенное в Эсмеральде, и Бога, которого олицетворял Фролло.
Может показаться , что для Квазимодо больше ничего не осталось на целом свете.
Но, на мой взгляд, у горбуна было то, чего он так и не понял: Собор. Он мог бы
стать частью этого величественного сооружения, которое устремляет башни, как руки, к пустому небу. Но это только
предположение.В своем романе Виктор Гюго охватил и смысл, и жестокость
жизни, и смерть, и наши пристрастия, и отчаянье любви. Квазимодо воплощает в
себе многогранность человеческого характера. При повторном прочтении
"Собора Парижской Богоматери" читатель открывает все новые черты в
этом интереснейшем герое, имя которого в наше время стало почти нарицательным