Люди давно
подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой
дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела
довел эту черту в "Мертвых душах", и сходство стало почти гротескным,
так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Чичиков в
своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и
каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.
Подъезжая к
имению Собакевича, Чичиков обращает внимание на прочность, добротность,
основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не
заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором
безнадежно проигрывает последний:. запланированные окна заколочены, без всякой
симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками, все
подчинено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен,
даже колодец — из вековых деревьев, которые идут "только на корабли".
И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит:
"и я Собакевич". Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню
обеда под стать Собакевичу — прижимистому, хитрому, рачительному хозяину и
кулаку.