Смех сквозь
слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Н. В. Гоголь
вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма
"Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И
тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и
тайна этого смеха.Н.В.Гоголь смеется над глупым, смешным,
страшным, пошлым, но его смех печален. Эта печаль — результат трагического несоответствия
между идеалом и обыденностью, мечтой и реальностью.
Не все
просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта осмеяния. У него может быть смешон
разбойник капитан Копейкин и страшен рачительный хозяин Собакевич. Гоголь
смеется над нечистой силой, но человек в зеркале его книг ужасает беспросветной
ограниченностью, пошлостью, духовной нищетой.
Гоголь
смеется как грустный клоун, смеется, чтобы не плакать. Прослушав "Мертвые
души", Пушкин сказал: "Боже, как грустна наша Россия".
После выхода
поэмы в чем только не обвиняли Гоголя, якобы унизившего Россию и ее народ. Но
только человек, бесконечно преданный родине, может так смеяться над всем, что
ее уродует.
У Н. В.
Гоголя нет смеха ради смеха, он никогда не имеет в виду развлечь скучающую
публику. Он мечтает об отклике, о том, чтобы каждый, прочитав и посмеявшись,
строго заглянул себе в душу: а я не Чичиков? Не Ноздрев? Не Плюшкин?
Гоголь
пародирует и высмеивает привычные "идеалы": благопристойный брак,
"красавицу дочь и резвунчика мальчишку", преклонение перед внешними
приличиями, достоинство человека, исчисляющееся в звонкой монете. Очищенные
горьким смехом, вновь открываются нам подлинные ценности: любовь к родине,
чувство истории, вера в справедливость, любовь. Смех Гоголя не унижает, он
дает погибшему шанс воскреснуть. Это смех с надеждой на то, что в самой
зачерствелой человеческой душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок, куда
проникает свет счастья и добра. Даже Чичиков может вспомнить о том времени,
когда его жизнь была освещена иным светом, о невинности и чистоте детства, о
материнской любви. Светлый смех должен помочь человеку вернуться к своим
началам уберечь его от низменного, пошлого существования.
Н. В. Гоголь никогда не смеется зло. Он знает: милосердие — основа всего, а не
осуждение. Его смех не знает о вечном проклятье, это веселье, возвышающее душу.
Пушкин писал, что Гоголь заставляет людей "смеяться сквозь слезы грусти и
умиления".