СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС - 9 класс - Сочинения на русском языке - Каталог статей - Сайт для школьников. Рефераты и учебные материалы.
Воскресенье, 11.12.2016, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 9 класс

СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС
 9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тема одинокого человека в творчестве М.Ю. Лермонтова

Я думал: "Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?"

М. Ю. Лермонтов. Валерик

Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхи­щать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности. Тема одино­кого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, кото­рого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечат­ления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и вый­ти победителем ж\ противоборства с ними.

Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становит­ся, тем сложнее представляется ему мир.

Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтическо­го дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума".

Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судь­ба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодуш­ным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существую­щей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его совре­менников.

Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.

В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью..." он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убежде­ния. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной.. 

Теперь смотрите,  как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения:

Печально я гляжу на наше поколенье/ Его грядущее —   иль пусто,  иль темно...

Читаем  дальше:

Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла...

И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы...

Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физиче­ском малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а пре­зрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя...

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом  поэта.

Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние рус­ской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий

бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей", борю­щийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.

Чувством одиночества наполнены стихи о природе.  Оди­ноко растут сосна и пальма.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна...

...Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Вот старый утес... Одиноко

Он стоит, задумался глубоко.

И тихенько плачет он в пустыне.

В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхо­жу один я на дорогу...", написанном Лермонтовым незадол­го до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не ж<гль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Страшная духовная разобщенность с другими людьми -прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний - "что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу:   "На время    не стоит труда,  а вечно любить невоз-

ТЛ05КНО

Стихотворение "И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекли­кается с романом "Герой нашего времени". Печорин томит­ся жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворе­нии "И скучно и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стрем­лениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Напри­мер, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, харак­терной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обще­ством, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к граждан­скому подвигу.

Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.

Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиноче­ство и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплоще­ние абсолютной свободы:

Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении "Я не унижусь пред тобой..." он говорит:

Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил, Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?

Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жесто­ким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?

Особенностью лермонтовского гения является напряжен­ность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", стра­стная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.

Тема горького одиночества, неудовлетворенности со­бой, безысходности, разочарования явственно звучит в лири­ке Лермонтова, непревзойденной по красоте исполне­ния. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

 

 

 

.

 

 

 

 


Категория: 9 класс | Добавил: Kisa (25.11.2009)
Просмотров: 681 | Теги: СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz