СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС - 9 класс - Сочинения на русском языке - Каталог статей - Сайт для школьников. Рефераты и учебные материалы.
Суббота, 10.12.2016, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 9 класс

СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС
 9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
   

Мое отношение к Чацкому и Молчалину

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет со­бой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой га­лерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В ко­медии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о про­свещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаим­ном обучении, о цензуре и т. п.

Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел "самую блестящую эпоху тогдашней Рос­сии, эпоху надежд и возвышенной юности", как говорил спус­тя тридцать лет А. И. Герцен.

Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образован­ный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребыва­ние за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро­дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей дей­ствительности, независимость взглядов, развитое чувство лич­ного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дво­рянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого  — рушатся его надежды на личное счастье.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема "ума" в грибоедовское вре­мя была весьма злободневной, и "ум" понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием "умный" связывалось тогда представление о чело­веке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких "умников" оборачивалась в глазах обывателей "безумием", "горем от ума". Пример тому — объявление сумас­шедшим Чаадаева.

Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вра­щается, так хочет быть в нем "своим", что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровитель­ственный тон.

У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами мож­но достигнуть цели. "Умеренность и аккуратность" — вот два "таланта", которые он ставит себе в заслугу.

Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: "Ну, пра­во, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не сме­ет своего "сужденья произнесть", потому что в чинах он не­больших, поэтому "надобно ж зависеть от других".

Полностью раскрывается Молчалин в последнем дей­ствии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюблен­ного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазобла­чение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон ,и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается,  как червь,  ползает у ее ног.

Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновни­ка, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на служ­бе у Фамусова, а уж успел "три награжденья получить", стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, пред­сказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важ­ным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, пол­ная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсут­ствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схваче­но это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком проби­рающееся в люди..."

Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной воп­рос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегод­няшней жизни она? А возможно, и о будущей?

Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низ­копоклонства, круговая порука. Чем выше уровень разви­тия нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособить­ся, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.

Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.

Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим дру­гом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних "теплых местеч­ках" находилось больше достойных людей.

Два характера, два типа поведения, два жизненных пути... Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как коме­дия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечело­веческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и  заставил  задуматься.

Категория: 9 класс | Добавил: Kisa (23.11.2009)
Просмотров: 795 | Теги: СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz