Пятница, 26.04.2024, 01:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 9 класс

СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС
9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.

М. Ю. Лермонтов

Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются под­линным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый со­став. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократи­зации содержания театрального репертуара. Среди этих но­винок прежде всего оказалась так называемая слезная коме­дия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных  жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью харак­теров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отли­чается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси­цизма. "На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы". Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизи­на, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда вну­шаемый им смех не развлекает от впечатлений более глу­боких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их об­щественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского "зло­нравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизи­на — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отне­сти разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назида­тельные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста­родума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову насти­гает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные ге­рои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднознач­но. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Силь­но звучит и заключительная реплика Стародума, обращен­ная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" -т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно вер­ную картину моральной и общественной деградации дворян­ства конца XVIII в. Драматург использует все средства сати­ры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его от­ношение к "благородному" сословию далеко от взгляда сто­роннего человека: "Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растер­зало мое сердце".

Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в исто­рии нашей драматургии. Следующие за ней — "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед коме­дией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами обще­ства, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взя­ли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвеще­ния, другая - от дурно понятого просвещения".

 

Категория: 9 класс | Добавил: Kisa (23.11.2009)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz