СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС - 9 класс - Сочинения на русском языке - Каталог статей - Сайт для школьников. Рефераты и учебные материалы.
Суббота, 10.12.2016, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 9 класс

СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС

9 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение природы автором "Слова о полку Игореве"

В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор "Слова о полку Игореве" про­явил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.

Внимательный наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает, например, описание бере­гов Донца как "серебряных". Действительно, Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и косах блестят, как серебряные.

Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходи­лось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне преду-преждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.

Знание степной природы сказывается и там, где автор "Слова" говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи  "тект" дятлов.

Хотя природа занимает исключительно большое место в "Слове о полку Игореве", в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа — не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспри­нимается автором только в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует рус­ским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчаст­ный поход, свет солнца померк; ночь, "стонущая грозою", стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение рус­ских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор "Слова" отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запусте­нию пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.

Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, со­колами, воронами, кукушкой.  Игорь вступает в разговор сДонцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочув­ствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.

Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тес­но слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.

Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, - союз поэтический. Природа для автора "Слова" -гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное "му­зыкальное сопровождение", придающее особенно сильное по­этическое звучание его действию.

В "Слове" природа рисуется в обширной перспективе. В действие введены огромные географические пространства: Половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов - Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Чем шире пространства, тем больше могущество героев поэмы.

Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: пе­ред битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрела­ми с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему под обла­ками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, кото­рое тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

Можно было бы значительно увеличить количество при­меров, доказывающих глубокое знание автором "Слова о полку Игореве" степной природы.

Живая картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, — яркое свидетельство того, что "Слово о полку Игореве" написано ее очевидцем — может быть, участником степного похода Игоря.

 

Категория: 9 класс | Добавил: Kisa (22.11.2009)
Просмотров: 946 | Теги: СОЧИНЕНИЯ 9 КЛАСС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz