"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской
литературы
В 80-х годах XIIв. неизвестный
нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы -
"Слово о полку Игореве".
Открытие и
публикация в 1800 г.
"Слова" сыграли важную роль в
развитии всей русской литературы. Это произведение обозначило исторические дали отечественной художественной
культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе,
что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших
памятников мировой литературы.
Интересы развивающегося древнерусского государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых
жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать
историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей,
обличать распри и междоусобицы.
Многими чертами "Слово" связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается
целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью
переработки эпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью
самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью.
Летописи тех времен не блистали изяществом
литературного языка. В них он был сух,
документален, но ведь летописец и должен был рассказывать только то, что
видел, без всяких искажений и прикрас — это было главное правило написания
летописей. "Слово" ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот,
в нем события изложены правдивее, чем в других "свидетельствах
истории". Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь
незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и
как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей!
Конкретная
тема, которой посвящено "Слово о полку Иго-реве", — неудачный поход в
1185 г.
в половецкую степь нов-город-северского князя Игоря Святославича. Но автор
озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и
современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь
киевский Святослав Всеволодович, которому в "Слове" уделяется немало
внимания, а русский народ, Русская земля.
Именно эта
любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их
сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она,
любовь к родине, явилась вдохновительницей, определила выбор художественных
средств в "Слове", усилила наблюдательность автора, вдохнула в него
подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его
произведению.
В
"Слове" нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев
и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого раздумья о
судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь.
Все "Слово о полку Игореве" проникнуто пафосом защиты родины,
объединения Русской земли.
В 1184 году
объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя
Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от
Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном
походе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску
подоспеть вовремя. Повидимому, Игорь тяжело
переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских
князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от
участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против
половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его
планы простирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную
Тмутаракань.
Смелость, чувство
долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине —
с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы.
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться
от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не
знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья —
Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско
потерпело такое страшное поражение.
Поражение
войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам
несчастий — русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину
добычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн
русских князей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси,
страдавшего от раздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить
междоусобные войны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль — единение
русских против общих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий
патриот, автор "Слова" видит причину неудачного похода Игоря не в
слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю.
Поражение
Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора
вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами
русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в
терем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняютСвятославу,чтосонэтотсбылся:Игорь,князьновгород-северский, потерпел
страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит
"золотое слово", в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода за
то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на
половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко
всем виднейшим русским князьям того времени. Автор "Слова" напоминает
им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит "вступить в
стремя" за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и
славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической:
он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски
плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в
Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о
возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны "прыснуло море в
полночь, закрутились смерчи на море": Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря — одно из самых поэтических мест в
"Слове". Заканчивается произведение радостно - возвращением
Игоря и пением ему славы при въезде в Киев.
Автор
"Слова" одним из первых стал использовать многие литературные
приемы, он применял разнообразные художественные средства изображения:
гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения. А какие картины природы вводит автор в произведение!
Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание природы,
то это был неподвижный, мертвый пейзаж, который непосредственно связан с
событиями, например, описание местности, где происходило сражение. В
"Слове" же природа просто оживает. Через природу автор доносит до нас
настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования.
В основе силы и свежести человеческих чувств автора "Слова" лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и
формы поэмы.
Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. перед нашествием
кочевников, подчинено все содержание "Слова". Призыв к единению
проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей.
Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордостью
за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к
ее врагам в рассказе о разорении Русской земли.
Величайшая
патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность,
выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеобразие,
необыкновенный поэтический язык "Слова", высокое мастерство автора
сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и
гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной правды.