Сказки
Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются
фольклорные и русская сатирическая литературная традиции.
В его
сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает
самодержавие, либерализм и господствующий
класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки
мыслить и работать.
В сказках
Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том,
как один мужик двух генералов
прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку,
никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем,
который должен быть примером. А почему?
Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не
заслуживает, он безразличен к самому себе,
своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками
ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же
тогда два никчемных человека должны ценить его?
Русский
мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак
серебра".
В сказках
Салтыкова-Щедрина в образах зверей изображены человеческие пороки. Например, в
"Премудром пескаре" столетний
пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший,
боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо
стоящий поступок, он, больной и умирающий,
без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно
куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пескарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы "премудрого" никому
не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в
собственной норе, никому не интересно.
Пусть жизнь протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах
щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.
В сказке
"Медведь на воеводстве" Салтыков-Щедрин придерживается традиционных
амплуа: Медведь-воевода у него — майор, Осел — советник, Кукушка — гадалка, Попугаи
— скоморохи, Сорока-воровка — ключница, Дятел — ученый-летописец, Соловей —
певец и т. д. Его звери полностью ассоциируются с "профессией",
заложенной природой и человеческим восприятием.
Сатирик смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над окружающей действительностью, которая
реальна и совершенно не вызывает смеха.