Жестокие
времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их
также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова.
Произвол и
беззаконие были "визитной карточкой" опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось
описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Заметил
царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибе-евич: не ест, не пьет.
Разгневался царь, "...стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он
железным пробил око-яечником...". Узнал царь, что верный опричник влюблен
в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца
Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:
"...Вот
возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное...
...И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".
Опозорил
опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал,
целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и
решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника.
Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На
следующий день зазывалы бросили клич:
"Ой,уж где вы, добрые молодцы?.. ..JCmoпобьет кого,
того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!"
Растеклась
толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец
Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался
"богатырский бой", и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял,
за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за
сознательное убийство "верного слуги". С царской точки зрения Иван
Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
"Песня
про удалого купца Калашникова" написана Лермонтовым в стиле
песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову
и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.