(По стихотворениям М. Ю.
Лермонтова "Тучи" и "Три пальмы")
В
стихотворениях М, Ю. Лермонтова "Тучи" и "Три пальмы"
особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое
свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный
и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать
поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и
летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи
мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет
причины, которые могут изгонять свободного:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба лъ
открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Но нет
ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а
это, по-моему, не свобода, а прозябание.
Восточное
сказание "Три пальмы" также пронизано свободой, только три пальмы и
ручей не оценили ее:
И стали три пальмы на бога роптать: "На то лъ мы родились,
чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и
зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой
приговор!"
Мне кажется,
что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и
отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же
появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья,
отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда "сумрак на землю упал, по корням
упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!" Насладившись
теплом костра, наутро караван отправился в путь.
И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и
холодный...
...Иныне все дико и пусто кругом — Не
шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит — Его
лишь песок раскаленный заносит...
■Почему
пострадали пальмы и ручей, который высохнет?
Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со
стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода
должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.