Перевернув последнюю страницу
лирического романа Ф. Саган
"Здравствуй, грусть"
Первый роман
Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть" был встречен шквалом статей,
выступлений, бурных споров. Автор — в то время 19-летняя студентка Сорбонны —
сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немаловажную роль
сыграла здесь и реклама, умело использовавшая такой редкий случай, как
написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте.
Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать
героиня романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что
вышедшая из закрытого католического учебного заведения, где она получила
среднее образование и должное нравственное воспитание. Откровенно, нисколько
не смущаясь, она поведала о радостях физической любви, о том, как прекрасно
быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника (не
жениха, не мужа, а именно любовника).
Роман
"Здравствуй, грусть" привлекает прежде всего искренностью тона,
свежестью и остротой восприятия мира. Бурная радость жизни, которую испытывает
Сесиль, причудливо и вместе с тем органически сочетается с какой-то глубокой печалью, с чувством
острой неудовлетворенности. Ф. Саган подчеркивает драматический, подспудный
мотив повествования тем, что выносит в заглавие строчку из лирического
стихотворения Поля Элюара. Это же стихотворение она ставит эпиграфом к роману.
Состояние
счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль
просто и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе.
Она чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает,
что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему
вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на
удовольствия, ибо так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее
отец. И вот такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны
Ларсен — подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на
себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа,
порядочного семьянина. Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со
стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак,
что, в конечном счете, привело к гибели Анны.
Конфликт
между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Анна, с точки
зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и
импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью
одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства
победили разум. Но, с другой стороны, тот же самый конфликт постепенно
приобретает совсем иную окраску. Все явственнее проступает в тексте романа
понимание, что Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое
существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором
человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь
как предмет удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру
чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее
отца любовь — всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с
меняющимися партнерами, то для Анны — это
постоянная нежность, привязанность, потребность в ком-то. Сесиль отдает
должное человеческим качествам Анны, восхищается ее культурой, ее
достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не
окажись та на ее пути к удовольствиям.
Но вот
путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила
совершенно незнакомое ей чувство и назвала его "грустью". Вся эта
история с Анной, ее гибель вызвали сильное нравственное потрясение в душе
героини. Она ясно осознала цинизм, безнравственность той бездумной жизни,
которую они с отцом ведут и, очевидно, будут продолжать вести. Однако мир
прежних, традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна,
представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность,
безнадежно устаревшим. Получается, что нет ничего ценного, ради чего стоит
жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что
ей кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и
содрогнулась от ужаса, Роман "Здравствуй, грусть" был своего рода
зарницей, сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжеством
бездуховности в обществе.
|