ФРАНСУАЗА САГАН
Размышления о дружбе
и любви в судьбах человечества XX века
(По творчеству Ф.
Саган)
Одна из основных
особенностей литературы XX века заключается в ее
неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Размышления о дружбе и любви
проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы
от размышлений о судьбах человечества
в XX веке.
Но в творчестве
Франсуазы Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках частной жизни
человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой
принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов, то есть
обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее
романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст
политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью
общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного
отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок
и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.
Франсуаза Саган
написала свой первый роман в 1954 году. Роман "Здравствуй, грусть"
был воспринят современниками как знамение эпохи
падения нравов. В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему
сильной человеческой привязанности: зародившись и окреп-нув, это чувство
непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство — чувство
грусти и разочарования.
Благодаря
стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна покидает ее отца и
погибает от несчастного случая, а Сесиль вновь обретает отнятую у нее радость
жизни, продолжает существование, полное легкомыслия и развлечений, но где-то
глубоко в ее сознании навсегда затаилась грусть. Эта грусть свойственна всему
тому поколению, которое изображает Саган, поколению, которое растрачивает свои
силы в погоне за удовольствиями и оказывается неспособным к на-стоящему
чувству.
Жиль
Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, герой романа "Немного солнца
в холодной воде", впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и
искренней любовью, которую вносит в его жизнь Натали. И он теряет эту женщину,
поддавшись ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть
независимым.
Франсуаза
Саган пытается исследовать природу любви. Подобно писателям "потерянного
поколения", она задает себе вопрос о ее духовной или материальной
сущности. Она ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее
истоки. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и
уходит вместе в ним. Тот опыт, который постепенно накапливают герои,
оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты
своей юности. Герой Саган изначально не способен воспринять и оценить то, что
писательница называет "настоящей любовью" (по-настоящему любит Анна
в романе "Здравствуй, грусть", Натали — в романе "Немного солнца
в холодной воде"), он должен пройти определенный жизненный путь, только
тогда он сможет приблизиться к пониманию любви.
В
ряде романов Франсуазы Саган звучит еще один мотив — мотив возвышенной любви
молодого человека к немолодой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об
опустошенности молодого поколения, о его тяге к любви, которая
никогда не будет удовлетворена.
В XX веке произошло развитие внутренней драмы личности, которая и
отобразилась в литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни,
оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Размышления о
дружбе и любви поданы в контексте проблемы сохранения человека как личности.
Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого
существования именно в этих моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но
возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его
индивидуальным решением.
|