ГЕНРИХ БЁЛЛЬ
Изнанка послевоенной Германии
(По
роману Г. Бёлля "Глазами клоуна")
Немецкий писатель
Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1972 года, —
очень интересная
фигура. В его
творчестве заметно влияние русской литературы, в частности Достоевского, а
также влияние Чарлза Диккенса. Интерес к "маленькому человеку" - то,
что отличает Бёлля от многих современных европейских писателей. В каждом из
своих произведений автор достигает вершин психологического анализа. Один из
наиболее интересных романов Генриха Бёлля - "Глазами клоуна".
Действие
в произведении длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного
героя — Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно
помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший психолог, ему понятны мотивы
человеческих поступков.
Какой
стала Германия после второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в
ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Однако
проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией. Уже раздавались
призывы прекратить национальное самоистязание, забыть о гитлеризме. Ганс Шнир,
например, вряд ли сможет забыть свое детство в нацистской Германии. Ганс
ненавидит свогомать: она неискренна, скупа, а главное — привыкла подчиняться
господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни была. При Гитлере госпожа
Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему фюреру. Даже свою родную
дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому Молоху. Теперь же, во вполне
демократической ФРГ госпожа Шнир занимается примирением расовых противоречий,
то есть делает уже что-то совершенно противоположное нацизму с полным убеждением
в собственной правоте. Она не одинока в своем приспособленчестве. Ганса
возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов,
отделавшиеся лишь легким испугом да чисто формальным раскаянием.
Покойная
Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был
еще один ребенок -Лео, который учится в религиозном учебном заведении —
семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так и не удается дождаться
сочувствия.
Ганс
Шнир потерял любимую девушку - Мари, начал пить, повредил себе колено и еще
долгое время не сможет вернуться к выступлениям. Клоун звонит тем, кто смог бы
ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоящего
разговора у Ганса не получилось ни с кем. Даже родной отец, видя, как несчастен
Ганс, остается практически равнодушным. Клоун отлично понимает, что Мари,
ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари только Ганса.
Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого.
Это, по мнению клоуна, греховно.
Беда
Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской Германии, не в том, что его
оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна в том, что он талантлив и
поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это
роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских
писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима.
Прошедший
войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного
европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из
основных пороков современных европейцев. Уроки истории ничему не учат. Сегодня
мы с тревогой наблюдаем за митингами неонацистов в объединенной Германии. К
чему придет такая богатая и такая свободная якобы Европа? Может быть, стоит
еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?
|