В. С. ВЫСОЦКИЙ
Мой любимый поэт
Владимир
Высоцкий - феномен семидесятых годов,.его творчество самобытно и многогранно.
Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях
и более 20 ролей в
кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого
нашла наиболее яркое выражение в "авторской песне" (термин самого В.
Высоцкого).
В
своих стихах-песнях поэт откликался "на злобу дня" и обращался к
историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и
одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь,
дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев,
остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их
судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание
народной души.
В
песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство
реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных,
лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.
Стилевое
богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и
жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне
("Мы вращаем землю"), о работе ("Черное золото"), о горах
("Вершина") и море ("Мы говорим не "штормы", а
"шторма"), о любви ("Баллада о любви"), искусстве
("Мой Гамлет"), родине, времени, судьбе и т.д.
В
творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица
реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и
разговорно-диалогическое начало, но в целом это "песни-роли". Для
них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и
режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем.
Язык
песен Высоцкого может показаться слишком обычным, дорой даже грубым,
упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об
отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого
всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею.
Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так
называемых "дворовых песнях" или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о
зрелом творчестве, эстетичег.кий вкус и чутье никогда не подводили поэта.
Для
него характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого
поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное —
предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи.
Оттенки
живой разговорной интонации, определяющей особенности высказываний, мы находим
в обрывистой речи "Разведки боем" ("Кто со мной? С кем идти?
Так, Борисов... Так, Леонов...") и мягкой раздумчивости "Горной
лирической" ("А день, какой был день тогда? Ах да — среда!.."),
в сатирическом звучании восклицаний и вопросов "Диалога у телевизора"
("Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это
кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу"), в экспрессивных
обращениях программного стихотворения "Канатоходец":
Посмотрите! Вот он без страховки идет! Чутъправее наклон — упадет,
пропадет! Чутълевее наклон — все равно не спасти!.. Но — замрите! Ему
остается пройти Не больше четверти пути...
Мне
хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность
поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные
стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний
день нерасторжим в них с историей, сиюминутное
— с вечным.
Природа
и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной.
Вспомним, например, такие строки-олицетворения из "Песни о Земле":
"...кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто
поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные нервы
Земли /Неземное страдание знают... /Ведь Земля
- это наша душа,/ Сапогами не вытоптать
душу". Таким
же одухотворенным и человечным изображено в другом сти
хотворении горное эхо: "К утру расстреляли притихшее гор
ное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненыхскал...". А в
стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — "упругие тугие
мышцы ветра натягивали кожу парусов".
Важное
место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, ее сегодняшнего дня и
исторического прошлого. В "Балладе о времени" поэт вспоминает "о
походах, боях и победах", о тайнах и легендах прошлого, воскрешая
извечные нравственные идеалы:
Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого
тащим, Потому что добро остается добром
— В прошлом, будущем и настоящем!
В стихотворениях военного цикла: "Мы вращаем
Землю", "Он не вернулся из боя", "Братские могилы" и
др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в
народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.
Наверное,
у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть
"свой" Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся
потому, что чем-то роднее, ближе.
Но о
чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об
альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на
самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был,
с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили
отклик в его песнях.
Высоцкий
— это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел
молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за
нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям
захотелось зажечь свечу...
|