В. П. АСТАФЬЕВ
Человек и биосфера
(По
произведению В. П. Астафьева "Царь-рыба")
В
первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В
эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах
"Царь-рыбы"
Главные
герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек. Критики назвали
произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют
общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава
"Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба - это
огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения
природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается
человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично
выглядит финал борьбы - рыба уходит от человека, чтобы умереть; "Яростная,
тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости,
плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную
царь-рыбу". Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который
связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.
Мы
росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной
катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые
катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И.
Вернадский создал свое учение о ноосфере - сфере человеческого разума, где
необходимо "мыслить и действовать... не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном
аспекте". Понятие "человечество" возникло несколько веков назад,
однако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством
— нераздельной общностью.
Почему
проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество
оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные
шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит
стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к "райскому
саду", то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако
вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом
этического фактора.
В
повествовании "Царь-рыба" все герои - главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие.
Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора,
стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных
принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к
размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения
— повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву
отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например,
форма романа.
Одна
из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства в наиболее
широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек,
ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над
чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку
девственных лесов.
"Царь-рыба"
— это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно
повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы
плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон,
вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической,
социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное
значение имеет и место действия "Царь-рыбы" — Сибирь. Эти огромные
неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.
Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.
"Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа".
Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы.
От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу
сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.
|