Сочинение 11 класс - 11 класс - Сочинения на русском языке - Каталог статей - Сайт для школьников. Рефераты и учебные материалы.
Воскресенье, 11.12.2016, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 11 класс

Сочинение 11 класс

Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына

...Первым осмелился сказать правду о ста­линизме ...первый призвал и себя, и нас не лгать.

"Литературная газета".  1989, 7 июня

Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на ли­тературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.

Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в "Новом мире" была напечатана выстраданная в лагерях повесть "Один день Ивана Денисовича". Началось трудное восхождение. Это произведение вызвало огонь "верноподданнической" крити­ки. Кое-кто открыто обвинял его в очернительстве совет­ской действительности и прославлении антигероя. И только благодаря авторитетному мнению А. Т. Твардовского, глав­ного редактора журнала "Новый мир", повесть была опуб­ликована, заняла надлежащее ей место в литературе того времени.

"Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, - писал А. Твардовский, - необычен в со­ветской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и от­вергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогдане ста­новится безразличным для настоящего. Залог полного и бес­поворотного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, — в правдивом и мужественном постижении до кон­ца его последствий".

Автор повести показал действительно один день из лагер­ной жизни "зека" Ивана Денисовича Шухова, причем день


сравнительно удачный. Жизнь "зека" писатель показывает не со стороны, а изнутри, подробно останавливаясь на мело­чах быта людей за колючей проволокой. В повести точно обозначено время действия — январь 1951 года.

Кто же такой Иван Денисович? До войны жил он в маленькой деревушке Телпенево, работал в колхозе, кормил семью — жену и двоих детей. Во время Великой Отече­ственной честно воевал, был ранен, возвратился из медсан­бата в часть, попал в плен, но бежал из него, скитался по лесам, болотам, добрался до своих и вот тут-то и обвини­ли его в измене, сказали, что выполнял задание немец­кой разведки. "Какое же задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто — задание".

"В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет — расстреляют, и хотя можно представить себе, что он'в те ми­нуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удив­ляться, не хватило бы никаких сил человеческих... Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестествен­но. Шухов выбрал жизнь — хоть лагерную, скудную, мучи­тельную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уваже­ние к себе".*

Что же касается генетически заложенных в его характере, свойственных русскому крестьянству черт — трудолюбия, че­ловеческого достоинства, совести, он не поступился ими ни при каких обстоятельствах.

Не один со своей бедой Иван Денисович. У него есть това­рищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо осужденные, брошенные за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Попытки этих людей добиться восстановле­ния справедливости, их письма и прошения в высшие ин­станции, лично Сталину оставались без ответа. Люди начина­ли догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом?

"У иного мелькала дерзкая догадка о "батьке усатом", дру­гой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не нахо­дил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчас­тья ответа не было".

Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, приговоренного к кресту сталинской тоталитарной системой. Повесть Солженицына взывала к сознанию живущих не предавать забвению замученных в ла­герях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий.

Истинно значительное содержание повести, верность боль­шой жизненной правде, глубокая человечность в подходе к изображению даже самых трудных объектов потребовали и соответствующей формы изложения. В "Одном дне Ивана Денисовича" она ярка и своеобразна в самой будничной обыч­ности и внешней непритязательности, она менее всего озабо­чена самой собою и потому исполнена внутреннего достоин­ства и силы.

Категория: 11 класс | Добавил: Kisa (05.08.2011)
Просмотров: 334 | Теги: сочинения 11 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz