Что может человек
(По
ранним рассказам М. Горького)
Ранние
произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения
молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и
человеческих качеств.
Центральным
образом романтических произведений этого
периода является образ героического человека, готового к самоотверженному
подвигу во имя народа.
"Макар
Чудра" и "Старуха Изергиль" - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке,
какие черты характера он хочет
видеть в нем, какие качества приветствует в человеке, а какие, наоборот,
осуждает. Во всех историях, рассказанных
Макаром Чудрой и старухой Изергиль, присутствует понятие
"любовь", и каждый горьковский герой раскрывает его сущность
по-своему.
Данко - смелый, благородный юноша - любил свой народ чистой искренней любовью. Он не представлял его в горе и
мучениях, поэтому пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья
других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и
бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу.
Воспевая бескорыстный поступок Данко, Горький будто призывает: "Люди!
Если среди вас есть те, кто вас любит и помогает вам со всей щедростью души, не
забывайте их добрых дел и отвечайте им взаимностью!" Образ Данко воплощает
в себе идеал гуманиста и личность большой духовной красоты.
Следующая
история старухи Изергиль противоположна рассказу о Данко. Описывая поступки
сына орла — себялюбца и эгоиста, Горький обличает всех тех, кто наотрез отказывается
от своих друзей, своего народа, поднимает голову настолько высоко, что не
видит собственных ошибок. Естественно, подобные эгоисты обречены на вечные
страдания, и осознание вины их уже не спасет. Не зря М. Горький использовал
образ орла. Ведь орел — птица, которая всегда живет сама в горах, вдали от цивилизации;
сама охотится, сама и умирает. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство
невыразимой тоски. "В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько
тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен
на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.
Идейный
смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем
жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха
Изергиль выше ^сего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не
была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда
человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это
можно".
А
любовь двух цыган, Радды и Лойко — это не обычная любовь между мужчиной и
женщиной. В этом случае великое чувство уходит на второй план. Для людей
горячей крови, живущих в степях, воля и свобода — самое святое и важное в
жизни. Влюбившись друг в друга, цыгане осознают, что могут потерять все
это. Они остаются верными традициям своих предков, предпочитая
вечную свободу земной любви.
Горький
рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей,
для которых свобода превыше всего.
В
своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме: человек —
существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся
счастье и радость людям; но также может за одно мгновение все разрушить,
повергнув человечество в пучину страданий.
|