Видеть
несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.
Ж. Ж. Руссо
Россия
конца 1890-х — начала 1900-х годов переживала -глубокий социально-экономический
кризис. Это было время противоречий между "верхами" и
"низами". В стране назревала революционная ситуация. Россия стояла
накануне великих перемен, накануне "бури".
Все
это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного
сознания. Пьеса М. Горького "На дне" показала последнюю ступень
человеческого убожества, отчаяния и бесправия в сопоставлении с защитой человека
и его правды.
В
основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между
действительным положением человека в обществе и его высоким назначением;
противоречие между массами и самодержавными порядками в буржуазно-помещичьей
России, которые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг.
Социальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма,
гуманизма пассивного сострадания и гуманизма истинного, активного, подлинно
человеческого.
на и единственный
способ помочь им — солгать. В статье "О пьесах" Горький писал:
"Наиболее распространен среди бродяг и странников "по святым
местам" утешитель-профессионал, ремесленник, он утешает потому, что за
это кормят...", и для того, чтобы люди "не надоедали своими жалобами,
не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души".
Носителем
ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма
своеобразен. Лука видит жизнь "на дне", ему жаль людей, он не верит в
них. По словам Луки, люди — "блохи", и в жизни нужно только уповать
на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности
Утешительная
ложь Луки пагубно сказывается на Актере, одном из представителей людей
"дна". Актер поверил старику. Для него начинается новая ступень его
существования — жизнь в мире иллюзий и надежд. Но беспощадная действительность
заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает — кончает жизнь
самоубийством.
Горький
разоблачает самую суть "утешительства" - "лжи во спасение",
то есть резко критикует толстовство в одной из его распространенных форм. Не
случайно Л. Толстой отрицательно отозвался о Луке, говоря Горькому:
"Несимпатичный у Вас старик. В доброту его не веришь".
Горький
называет Луку "хитрым", "жуликом". Лука проповедует ложь,
чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он
приводит притчу о человеке, который верил в существование праведной земли;
когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука
хотел подтвердить, как спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и
опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сострадания
и утешительной лжи: она примиряет угнетенных с угнетателями, оправдывает
классовое неравенство, внушает угнетенным терпение и смирение. Гуманизм Луки
буржуазный, он основан на ложном представлении о том, что порядок изменить
нельзя, что человек по своей природе ничтожен, слаб разумом и духом. От жалости
Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме
жалости, и потому, что его жалость есть фактическое признание законности
коварства Костылевых и Василис. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека,
расслабляет его силы, размагничивает волю к борьбе и примиряет его с гнусной
действительностью.
Противопоставлением
Луке является Сатин. Мы не можем назвать Сатина положительным героем, так как
он непригоден к настоящему делу, к труду (его протест против неправды жизни не
идет дальше бесплодного анархического бунтарства), неспособен к борьбе за
лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смел,
умен, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже,
чем другие, был когда-то образованным человеком (много читал, даже выступал в
театре). Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме Сатина, некому
сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы вместе с тем подчеркивал резкий контраст
между "бывшим человеком", босяком Сатиным, и его речью. И когда он
произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького,
голос времени (накануне революции),забывая о самом Сатине.
Интересно
отношение Сатина к Луке. Критикуя Луку, проповедующего упование на Бога и
утверждающего, что люди слабы и ничтожны, он одновременно берет его под защиту:
"Человек — вот правда1 Он это понимал. Он врал... но — это из жалости к
вам... Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему..."
По
этому поводу Горький говорил, что и "из утешений хитрого Луки Сатин сделал
свой вывод — о ценности всякого человека". Не в том неправ Лука, что он жалеет
(в сердце человека должно быть место и для жалости), а в том, что он только
жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда-то и произносит Сатин
свой знаменитый монолог, в котором утверждает: "Все — в человеке,все — для человека!"
рук и его мозга!
Че-ло-век!.. Надо уважать человека! Не жалеть,,. не унижать его жалостью...
уважать надо!.. Хорошо это... чувствовать себя человеком!.."
Сатин
в пьесе становится обличителем общества, которое бросило его на "дно"
жизни, как бросило тысячи таких, как он, и заставило влачить жалкое
существование. Он обличает общество, основанное на лжи и не дающее людям узнать
правду: "Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна...
одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. Ложь — религия рабов и
хозяев... Правда — бог свободного человека!" Сатин дает человеку высокую
оценку:"Существует только
человек,все же остальное — дело
В
правде Сатина умещается и признание страшной, тяжелой жизни, и утверждение
светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с
большой буквы.
Все герои пьесы "На дне" по разным причинам
ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в
пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ
человека возвышаются над всеми
этими людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе,
к счастью, к жизни, достойной человека.
Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова,
"как пьеса буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре
звала". Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель — великим
гуманистом, провозгласившим на весь мир: "Че-ло-век! Это - великолепно!
Это звучит... гордо!"