Незабываемое" в
цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Писательская
судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был
столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он
столь разноречивых - где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих —
оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием
он был признан Мастером.
Вторая
мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств
тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом:
"Живу, конечно, очень и очень плохо — одиночество, голод, холод и страшная
бедность..." Единственное, что спасает, — это работа. Да, создание цикла
рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником
душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937—
1944 гг., своим высшим достижением.
Цикл
рассказов "Темные аллеи" критика определила как "энциклопедию
любви" или, еще точнее, — энциклопедию любовных драм. Любовь здесь
изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из
рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона",
"Таня", "В Париже", "Галя Ганская",
"Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести
написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар")
показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает
мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз
подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма,
вызваны состоянием души автора. "Какое удивительное время — молодость!
Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось
позади", — утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому
яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.
Бунин
пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко
запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости. Ее дает
любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с
годами по-иному воспринимать многое из того, что "осталось позади".
Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности
любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви
преобладал "земной", чувственный характер, но это никогда не
случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком
своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. "Любовь —
высший судья в человеческих отношениях", — утверждает Бунин.
О
книге "Темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "Она
говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое
лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни".
У
Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне
выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует
сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о
чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, —
это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного - незыблемость и
вечность России.
|