Пятница, 19.04.2024, 20:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 11 класс

Сочинение 11 класс

Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна

/ вариант

И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

А, С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писа­тель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого по­иска Куприна выражено в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торже­стве человека, о силе и власти его".

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно раз­нообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прика­сается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош­ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писа­тель называет три проявления любви: овеянной "нежным целомудренным благоуханием", "могучий призыв тела" и "рос­кошные сады, где растут таинственные, наглые грибы". Куп­рин не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность "всех уси­лий опутать ее (любовь) цепями условности". Однако худож­ник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть "Суламифь".

Писатель блистательно воспевает духовное единение влюб­ленных,  которое так велико,  что каждый готов  на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все по­знавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково ве­лики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жиз­ни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого".

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает ис­тинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь долж­на быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъ­ема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки".

Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда при­влекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожден­ного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее ду­ше ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жи­ва, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.

У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это под­линное, прекрасное чувство.

Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, во­дам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красо­те, заключенной в женщине.

// вариант

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лише­ния и тяготы, какие только могут встретиться на пути судь­бы. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Су-ламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни со­хранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах пове­сти "Поединок". Но эмоциональной кульминацией повести стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, прове- ' денная им   с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльнои ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Повесть "Гранатовый браслет" позволяет нам подумать о великой силе неразделенной любви. И скромный непримет­ный телеграфист вдруг предстает перед нами сильным, вели­ким! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, по­клонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, сло­ва:  "Да святится имя Твое!"

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно инте­ресно он раскрывает в повести о полесской девушке-колду­нье. Главные герои повести — Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется бо­гатством внутреннего мира. Редко можно встретить лич­ность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая незави­симость, трогательная смелость, деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тре­вожный период зарождения любви и счастливые минуты "чистого, полного, всепоглощающего восторга". Мир ликую­щей природы сливается в повести с прекрасным разливом человеческих  чувств.

Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересу­ды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, "легко и радостно".

Тема любви в произведениях А. И. Куприна раскрывается своеобразно, но везде это вдохновенный гимн высокому чув­ству взаимной или неразделенной любви.

III вариант

А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные обра­зы женщин и их идеальной любви в повестях "Гранато­вый браслет", "Олеся" и "Суламифь". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностно­го  начала в  человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть "Суламифь". Она была напи­сана по мотивам библейской "Песни песней" царя Соломо­на. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за рев­ности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благо­дарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источни­ку... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современ­ное общество. В повести "Суламифь" писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградни­ка и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!"

Новое возвращение к теме большой, всепоглощаю­щей любви состоялось в повести "Гранатовый брас­лет". Герой этого повествования, бедный чиновник Желт­ков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полю­бил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, что­бы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмерт­ном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечат­лительная, способная понять и оценить прекрасное, почув­ствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чинов­ника Желткова чужда той глубокой затаенности, в кото­рой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

"Молчать и гибнуть"... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него "волшебные оковы" оказались милей жизни. "Маленький" человек оказался выше и благороднее предрта-вителей высшей ступени социальной лестницы.        :

В повести "Олеся" развивается тема купринского творче­ства — любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разруши­тельного влияния буржуазной цивилизации.' Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, муже­ственного характера и благородного, доброго сердца, способ­ный радоваться всему разнообразию мира. Повесть "Олеся" построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли­гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеея — "дитя природы", человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благород­ством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Сво­бодно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полес­ской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттен­ков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

"Олеся" - художественное открытие Куприна. "В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарож­дения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже яосле трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей,  птиц и леса.   Но наряду с этим Куприн по- высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", казывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвы­шенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус -последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его твор­чества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глу­бокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куп­рина поднимают извечные проблемы человечества — пробле­мы любви.   

Категория: 11 класс | Добавил: Kisa (06.05.2011)
Просмотров: 1595 | Теги: СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz