"Мысль
семейная" в образах Наташи
Ростовой и Марьи Болконской
(По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Роман "Война и
мир" — одно из центральных произведений великого писателя Льва
Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие
персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их
поисках своего места в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого
интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще,
своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта
"мысль семейная" наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в
первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто
издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет героинь к
идеалу частной жизни — к семье.
Трудно
найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на
страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении,
легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе
окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив,
совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве.
Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе
говорит: "Я... всегда была дикарка... Я люблю быть одна... Я не желаю
другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой
жизни".
Влюбчивость
Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее
жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой,
учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант,
наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как
бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви
через множество увлечений, Марья — в скромном
одиночестве.
Но
уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность.
У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею
совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность.
Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим "божьим
людям". Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть
у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты,
когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и
становятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает
свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а
внутренняя.
Наташа и Марья
вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, — от тихой и счастливой
семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может
пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны
Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от
"божьих людей", от своего печального одиночества. Марья ничего не
хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: "Если бы
у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть
беднее самого бедного из нищих".
Самопожертвование
- вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея.
Девиз же Наташи — жизнерадостность. Поэтому, когда героини впервые
встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом
войны. Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились
опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие женщины —
повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответственность за свои семьи. Наташа
вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленького
осиротевшего племянника.
"Чистая,
полная печаль так же невозможна, как и полная радость". Человек имеет
способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в
своих повседневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только
пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины
находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.
Конец
романа, где описывается будничная, совершенно прозаическая семейная жизнь
Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем
предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог. Приведя
таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал
неизбежность и необходимость для человека обыкновенной семейной жизни, не засоренной
светскими предрассудками.
Толстовские
героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное
для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве — чувстве
любви к мужу и детям.
|