Л. Н. ТОЛСТОЙ
Образ "высокого неба" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Неправда,
что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять
душу — это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия
неразрывно связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека,
которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед - для
физики, Евклид - для геометрии. Это Достоевский и Толстой. Достоевский был
первым. Главной темой его творчества был
страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда
его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное
выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в
то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа.Роман
Л. Н, Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией
человека и жизни". Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается
человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть,
войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось,
глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую
картину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так
велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил определенные
явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений,
тайные истоки явных рек.
"Война
и мир" — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в
том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время
заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых
событиях.
Толстой-философ
оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из
основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими
произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды — того, что
является основой подлинного искусства. Толстовские герои — не "герои"
в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы
предельно правдиво, жизненно. По отношению к "Войне и миру" больше,
чем к любому другому произведению подходят слова: "Жизнь народа — один из
главных героев романа". И все же, как у всякого автора, у Толстого есть
любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах
писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал
не в смысле "ходячая добродетель", образ выдуманный и бесплотный.
Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек "во плоти и
крови", которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться,
радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди. Но,
кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность,
духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно
немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для
него идеал мужчины - это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы
видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело,
которому посвятил себя, а не Андрей, умный,
сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким),
а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и
замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который
чужд Марье). Писатель наделил своих героев
прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал,
что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем
анатолям и элен, "сорвал с них
маски", пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает
читателя в том, что бездуховность,
отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное - самый страшный порок, порождающий множество других.
Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в
человеке более всего.
Что
же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея
Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо,
которое люди не замечают, о котором забывают. "Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Этот
во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое
значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании
книги.
Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически,
Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора — вот их
высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным
и возвышенным, а его героев — эталоном духовного совершенства и
красоты.
|