Каждое время
рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта
популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но
отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами
рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих
выступлений о Пушкине Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости"
поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А.
Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и
боль.
Творчество
Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно:
во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих
произведениях он ставит героя перед выбором,
но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его
взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний
мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными
оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные
принципы человека.
Так, в
стихотворении "Нравственный человек" герой считает себя человеком с
высокой моралью:
Живя согласно с строгою моралью, Я никому не делал в жизни зла.
Но его
"высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом
с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не
вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала
несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.
Это
стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами
героя о том, что он — человек с "высокой моралью". Но в чем же мораль
его, и почему герой назван "нравственным человеком"? Оказывается, что
мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только
там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению
даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как
ирония и сарказм.
В сборнике
1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом
стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные
мгновения этого чувства. У Некрасова "проза" и "поэзия" в
любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между
любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди...","Я
не люблю иронии твоей...","Да, наша жизнь текла
мятежно..."
Их духовные
и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою
очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают
так же остро,как в любом другом аспекте человеческой
жизни.
То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
Эта мысль
рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется
она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в
стихотворениях "Поэт и гражданин" и "Элегия".
В
стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя
быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.
Эта мысль
продолжается в "Элегии". Поэзия не должна забывать "тему старую
страдания народа". Всякий человек, не
будучи поэтом, "гражданином быть обязан". В поэте Некрасов
видит "избранника неба". Поэтому он призывает его:
Не верь, что вовсе пали люди; Не умер бог
в душе людей...
И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой
гений "чувству всеобнимающей любви".
Примером
служения такой любви для Некрасова были Добролюбов,
Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении "На смерть Шевченко" Некрасов называет "русской
земли человеком замечательным", "все он изведал...". Но великая
сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды
судьбы и свято верить в то, что его Украина будет "семьей великой,
вольной, новой", •
А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых "сокровища"
душевной красоты совмещены... "благодатно". Поэтому "свои труды, надежды, помышления" они отдали родине,
которую "как женщину" любили. Такие люди - кладезь и источник духовного богатства и
нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта
приводят его к выводу:
Природа-мать, когда б таких людей Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...
Эти слова в
полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.
Вершиной его
нравственных поисков стала поэма "Кому на Руси жить хорошо".
В наше сложное время проблемы
нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно
смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как
доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине,
ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А
как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: "Возьмите в руки томик
Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и
загляните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на
то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных
идеалов в жизни человека.