Его я считаю мастером русского слова (По творчеству А. А. Фета)
...Россия может гордиться
своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место... принадлежит
Фету...
Владимир Соловьев
Афанасий Фет... Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту
и благозвучность русского слова.
Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу "Шепот, робкое дыханье...", то почувствовала какое-то особое настроение, прилив
жизненной силы.
Шепот, робкое дыханье, Трели
соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья...
Именно это стихотворение стало "самым фетовским", своеобразным поэтическим "автопортретом". Ведь это просто чудо! Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за
другим.
В то же
время предметным и вещественным стихотворение
не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное.
Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки
чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о
самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.
Главный смысл — между словами, за словами.
Именно за словами
развивается и основная тема стихотворения:
чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:
Ряд волшебных изменений Милоголица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Так о любви
до Фета еще никто не писал. Тема старая, более
того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал: "Под новизною я
подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем
искусства". .
И вот читаем его
стихотворение "Я пришел к тебе с приветом...":
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать,
что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся...
Необычно уже
само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в
поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже
не совсем правильная: "Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать...".
Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только
неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт
вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И
это оказывает сильное художественное воздействие.
А как
прекрасен его пейзаж! Перед нами предстает русская весна:
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая
Повеялакрылом.
Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и
блаженствует его душа.
Сколько голосов на лугу, в
саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание
пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже
начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка:
Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел...
А вот
картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько
подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет.
Вот утро севера — сонливое, скупое — Лениво
смотрится в окно — и серый дым
ковром Тихонько
стелется над кровлею с коньком.
Строчки у
стихотворения длинные, неторопливые — ведь они изображают "сонливое"
зимнее утро.
У Фета нет
деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда
конкретны и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который
определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится:
И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели.
Новизна
изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно
этот стиль давал возможность заострить и умножить изобразительную силу слова.Вот начало стихотворения:
Над озером лебедь в тростник потянул, В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес.
Лес описан таким, каким он представился взгляду
поэта:
лес и его отражение в воде
даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в
заре . двух небес.
Поэт очень
музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное
настроение. "Что не выскажешь словами, звуком на душу навей", — писал
Фет.
Его поэзия
завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно
раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь
к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.
Афанасий Фет
вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической
миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим
эмоциональным накалом. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А.
Фета, данной Н. Г. Чернышевским: "Кто не любит его, тот не имеет
поэтического чувства".