Жизнь И. С.
Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных
эпох в жизни России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца —
разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения
общественного строя России. Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И.
С. Тургенев в своем романе "Отцы и дети".
В главном
герое - Базарове - Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен
— характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины,
химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом
революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает
по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.
Борьба без
труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться
своим трудом. "Мой дед землю пахал", - говорит Евгений, не стыдясь,
а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров,
чем дышит и над чем размышляет, — все это дали ему
борьба, труд, земля, на
которой родился Евгений, народ, его воспитавший.
Идейная
убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом
проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря
"отцов", защит -ником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом
Петровичем Кирсановым. Он "нигилист", — так назвал Базарова Аркадий.
Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между
"отцами" и "детьми". Кирсанов увидел в
"нигилисте" врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента,
чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы
точны и вески. Немногословный Базаров побеждает "отцов" своей
передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в
своей речи такую твердость и решительность, какая свой-ственналишь дерзающему и
мыслящему человеку.
Базаров
стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать
Аркадию, однако понимает, что его друг — "птенец", в котором уже
слишком глубоко пустила корни идеология "отцов". Однако несмышленость
друга не слишком удручает Базарова. Базаров — человек мысли. Он всегда уверен в
своих силах, в своей правоте, в силе своих доводов. Базаров не просто отрицает,
он еще видит в своем отрицании способ борьбы, и способ верный.
Характерно
отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель
земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет
человечество. Народ для Евгения — друг. "Ну, что, приятель, заждался
меня..." — ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне
считают Базарова странным, он все же для них "свой". Базаров родился
на земле, что взлелеяна руками крестьян. Может, от него, от своего народа и
получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.
Базаров —
любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный.
Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее
в своих родителях. Родители, мать особенно — самое святое для человека. Поэтому
Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом — пример многим нашим
современникам.
Своеобразно
отношение Базарова к женщине. "Базаров при всем своем нигилизме любил
хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал".
"Белиберда и болезнь" - вот что такое любовь по разумению Базарова.
Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел
идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаров'понял, что он не
один. Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд
для которых — главное в жизни.
Мечта
Базарова сбылась. И мы - этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как
мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд.
Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение
идей справедливости и добра.
И думается,
что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему
народу и Отечеству.