Проблема
ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова
"Обломов"
Гончаров
Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец
Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он
скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья
Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек
передовых взглядов, знакомый с декабристами.
К
литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Его
выдающиеся произведения — романы "Обрыв", "Обыкновенная
история", "Обломов".
В 1859 г. в журнале
"Отечественные записки" был напечатан роман Гончарова
"Обломов".
"Обломов"
имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В
романе показано губительное влияние феодально-крепостнического строя на развитие
человеческой личности и даны два больших типических обобщения, представляющих
собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина.
Образ
Обломова - это величайшее художественное обобщение, воплощающее в себе
типические черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей
жизнью. Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обло-мовки, узость
интересов, бедность и примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что
в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. Среди всех их забот
"глав-. ной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и
престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп
с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку
к соусу". "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в
Обло-мовке". Этой заботе был подчинен весь строй жизни.
Обломовцев
характеризуют бездеятельность и лень. Свои потребности они удовлетворяют при
помощи подневольного труда крепостных.
Жизнь
обитателей Обломовки оказывает губительное воздействие на формирование их
характеров. Писатель рисует образ живого,
любознательного мальчика Илюши Обломова и показывает вредное влияние на него
среды и обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда,
приучают к праздности и паразитизму,
развивают в нем чувство превосходства над другими. Илюша не ездил на
уроки в Верхлево: "Ученье-то не уйдет,
а здоровья не купишь". Позже Обломов в столичном учебном заведении
изучает науки лишь в той степени, в какой
они сами без труда укладывались в голове. Обломов служил, но не потому, что
ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято
в среде дворянской молодежи, и при первом
же затруднении и ответственности за свою ошибку он оставил службу.
Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам превращает: ся в байбака, в существо апатичное и инертное. Для того чтобы еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гончаров
показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вывести Обломова из
состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не
получилось, ибо слишком крепко прирос Илья
Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом, попробуй
оторвать - будет смерть". Даже любовь
к женщине не может возродить Обломова и вернуть к активной жизни. Драма Обломова тем сильнее, что он
понимает свое духовное падение: "Настала одна из ясных сознательных минут
в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о
человеческой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью... — он
болезненно чувствовал, что в нем
зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже
умершее".
С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая самую почву, на которой
она может произрастать.