Идея Раскольникова и ее крушение
(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление
и наказание")
Достоевский
в своем романе изображает столкновение теории
с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую
теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная
философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и
опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной
теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи
задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства
отражает авторскую позиций): преступление, которое совершил Раскольников, —
это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его
сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей
воле, будто выполняя чье-то предписание.
В трактире
Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей
старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство —
роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в
разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни
Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и
просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее,
Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость.
В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать
о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен,
по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о
том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их,
но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего
теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан
весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой
теорией, и она, теория, победила.
Достоевский не
показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается
в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой
страшной может быть эта идея.
Идея героя о праве
сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию.
Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает
путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.
Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития
худонсественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения
Рас-кольникова звучат не очень убедительно.
Но все-таки звучат!
Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной
борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека.
Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной
христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв
Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так
беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".