Суббота, 20.04.2024, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 10 класс

Сочинения10 класс
10 класс
СОЧИНЕНИЯ  ПО   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

Крах "недоконченно " " идеи

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Главный герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - Родион Раскольников - необычный пре­ступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выст­раданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, ко­торый должен подтвердить не только в его собственных гла­зах, но и в глазах остальных людей правильность его теоре­тических выводов. Поэтому психологический анализ состоя­ния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Кто же он и чем так интересен для читателя?

Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или "материале", и высших (назовем их "наполеонами") - и ее несоответствие личности автора теории.

Размышляя о причине существующего неравенства и не­справедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие "необыкновенные" люди, по­добные Наполеону, которые и были его подлинными двигате­лями. Предназначенные самой природой для роли "властели­нов судьбы", они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за кото­рыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа.

Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, по­добно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных лю­дей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: "Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?"

Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Напо­леоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состоя­ние, значит — "высшее существо", в противном случае — "материал", такой же, как все.

Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувству­ют потом угрызений совести.

Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то по­лезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества отдельными лич­ностями через кровопролитие, никогда не были положитель­ными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловеч­ность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе отобрать.

Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольнико­ва, присущи только "материалу". "Наполеоны" выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвышает их.

И если делить людей на два разряда, то лучше уж "мате­риал" считать высшим классом, а "наполеонов" — деградиро­вавшим элементом, утратившим человеческие качества.

Вот и получился у Раскольникова раскол: логика гово­рит, каким он должен быть — безжалостным "наполеоном", а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне,  Мармеладову.  Раскольников способен любить.

Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называю­щий подлеца "подлецом" ■— тоже подлец.

Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном.

Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в сво­их глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разру­шало   его.

Раскольникову повезло: он нашел чистую душу - Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожерт­вовавшего собой ради других. Следующее самопожертвова­ние Сони - ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере..." А это значит, что Расколь­ников непременно изменится, переродится, станет новым че- , ловеком. И в этом его и Сонино счастье.

Категория: 10 класс | Добавил: Kisa (04.02.2010)
Просмотров: 751 | Теги: Сочинения10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО РУСС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz