Крах "недоконченно " " идеи
(По
роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
Главный
герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - Родион
Раскольников - необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы
Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы
идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический
эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах,
но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому
психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в
романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.
Кто же он и чем так интересен для читателя?
Лично
для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух
типах людей: низших, или "материале", и высших (назовем их
"наполеонами") - и ее несоответствие личности автора теории.
Размышляя
о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит
к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то
время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось
установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории
человечества время от времени появлялись немногие "необыкновенные"
люди, подобные Наполеону, которые и были его подлинными двигателями.
Предназначенные самой природой для роли "властелинов судьбы", они
смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные
нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не
хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо
повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость
героя импонирует и автору, и читателям романа.
Раскольников
убивает старуху-процентщицу, которая, подобно пиявке, безжалостно сосала
последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом
облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это
еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг:
"Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?"
Раскольников
ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе
безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто
он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состояние, значит —
"высшее существо", в противном случае — "материал", такой
же, как все.
Ошибочна
вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в
особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и
логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на
прямое или косвенное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести.
Но
Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при
беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь
человечества отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были
положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти.
У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни —
тому, что они никак не вправе отобрать.
Любовь,
сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только
"материалу". "Наполеоны" выше всего этого, они сами себе
мораль, их идея возвышает их.
И
если делить людей на два разряда, то лучше уж "материал" считать
высшим классом, а "наполеонов" — деградировавшим элементом,
утратившим человеческие качества.
Вот
и получился у Раскольникова раскол: логика говорит, каким он должен быть —
безжалостным "наполеоном", а нормальная человеческая суть протестует:
она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову.
Раскольников способен любить.
Логика сближает его с
Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она
называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца
"подлецом" ■— тоже подлец.
Да,
слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном.
Он
сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь
возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего
разрушало его.
Раскольникову
повезло: он нашел чистую душу - Соню. Он, решивший
жертвовать другими, нашел человека, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони -
ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она
готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это
удается, у него возникает мысль: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее
стремления по крайней мере..." А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет
новым че- , ловеком. И в этом его и Сонино счастье.