Сочинения10 класс - 10 класс - Сочинения на русском языке - Каталог статей - Сайт для школьников. Рефераты и учебные материалы.
Пятница, 09.12.2016, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 10 класс

Сочинения10 класс
10 класс
СОЧИНЕНИЯ  ПО   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

Униженные и оскорбленные в романе Ф. М.Достоевского "Преступление и наказание"

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно от­вечает на важнейшие вопросы современности. Роман Досто­евского "Преступление и наказание" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это "энциклопедия жизни России 60-х годов", книга великой скорби, раскрывающая бес­человечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа.

В страшных картинах нищеты, надругательства над чело­веком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает пе- 

ред нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фанта­стичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные "шутки", порожда­ющие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность - лейтмо­тив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладо-вым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мар-меладова: "Понимаете ли Вы, милостивый государь, что зна­чит, когда уже некуда больше идти..." — сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смеш­ного своей торжественно-витиеватой и "канцелярской" мане­рой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.

Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармела-дова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

"Некуда идти" и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие меж­ду прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, ни­щенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынужде­на торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоев­ского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Расколь­никова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.

Лужин - классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного ти­рана, унижающего людей, карьериста и скряги.

Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда са­мопожертвования, у Дуни — всепоглощающая любовь к бра­ту, у Катерины Ивановны - исступленная гордость. 

Положение безнадежности, тупика толкает людей на мо­ральные преступления против самих себя. Буржуазное обще­ство ставит их перед выбором таких путей, которые по-раз­ному ведут к бесчеловечности.

"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова1 Он терзается сознанием полной безы­сходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и ос­корбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Широкая, написанная могучей суровой кистью картина дей­ствительности показывает ту реальную почву, которая взра­щивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, стра­стно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страдания­ми и унижениями.

Само буржуазное общество, буржуазное сознание порожда­ет идеи, подобные расколышковской: убить, потому что "вла­дыки", наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея бур­жуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравствен­ных ограничений, которому все дозволено.

Второй вариант объяснения мотивов преступления Расколь­никова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни ты­сяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Чудовищный "эксперимент" Раскольникова - убийство ростовщицы — должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей "обыкновенных" или "необыкновенных"? Может ли он "переступить" принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить прин­цип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепен- 

ца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственно­го одиночества, означающего смерть человеческой души.

Напряженность психологического конфликта усугубляет­ся таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства стару­хи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа — отсутствие последователь­ности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к "видениям", включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет дра­матизм происходящих событий, делает стиль романа гипер­боличным.

Но есть нечто более ужасное, что ртносится уже не к кар­тинам действительности, не к переживаниям людей, а к са­мому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надеж­ды на возможность выхода. Самый страшный "тупик" в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из без­мерных страданий человечества.

Справедливо осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Расколь-никовым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше стра­дание, чем насилие, — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наи­более близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я ду­маю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников се­годня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир стоит", даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страш­ного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспом­нит о "вечной Сонечке".

В этом и заключается великий, классический, бессмерт­ный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным пи­сателем-психологом.

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современ- 

ные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда-

 

Категория: 10 класс | Добавил: Kisa (04.02.2010)
Просмотров: 456 | Теги: Сочинения10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО РУСС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz