Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
"Шаги" Раеколышкова к преступлению
(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление
и наказание")
/ вариант
Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в
нем не столько в голове его, сколько
воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда
с страданием и беспокойством, и, уже раз поселившись
в натуре, требует и немедленного приложения к делу.
Ф. М. Достоевский
Ф.
М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство
существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей,
которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников
- главный герой романа "Преступление и наказание", романа о России
середины XIX века,
об обитателях ее столицы,
погибших и погибающих, и о самом Петербурге.
В
начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем
бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента
Родиона Раскольнико-ва. "Давным-давно как зародилась в нем вся эта
теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и
сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса,
который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения". Что же это
за вопрос, так замучивший Раскольникова?
Уже
с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек "покусился на
какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая "мечта",
когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры
Дуни. Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала
разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, которая
наживалась на несчастьях бедных людей. Вскоре "мечту" эту он
"поневоле привык считать уже предприятием", а случайно услышанный в
трактире разговор студента с офицером об этой же "ничтожной, злой, больной
старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной", лишь утвердил
мысль об убийстве.
С
новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от
матери письмо. Осознание того, что сестра, Авдотья Романовна, приносит себя в
жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о
дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту
чудовищную идею, которая "явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом,
грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...".
Следующим
шагом к преступлению была встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ
которого оставил неизгладимый след в душе и сознания героя романа. Услышав
истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство
Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще
более убеж-дается в том, что мир
несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди,
такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной
девочки, встретившейся на бульваре.
Да,
мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А
старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия,
несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы
облегчить жизнь другим людям, дело тут даже не в деньгах.
Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем
или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести, однако после совершения преступления Раскольников
ощущал совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой
этот бывший студент пошел на преступление.
Полгода
назад, когда он бросил учиться в университете, Раскольников написал некую статью "О преступлении", в которой
кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на
два разряда: на "низших" и на "собственно людей, то есть имеющих
дар или талант сказать в среде своей новое
слово". Причем эти "собственно люди" имеют право "для своей идеи"
"перешагнуть" хотя бы и через труп, через кровь, то есть
убивать.
Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком,
принадлежащим к разряду "имеющих право" на преступление; и убийство
совершил он потому только, что ему надо
было узнать тогда, "вошь" ли он, как все, или человек, сможет
он "переступить" или нет; "тварь" ли он
"дрожащая" или "право
имеет". Поэтому все вышеперечисленные события, подтолкнувшие его к убийству старухи, были только
поводом, попыткой оправдать,
обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение
Родиона Рас-кольникова, а только
личные убеждения заставили его совершить преступление.
С другой стороны, я думаю, что это преступление
было предначертано Раскольникову, он должен был
совершить его для того, чтобы через страдания "и только через них, прийти к счастью", осознанию
истины. Ведь в романе "Преступление и наказание" Достоевский отразил
свою убежденность в том, что высшая добродетель состоит в смирении и
покорности, и удел человечества — это нескончаемые мучения и терзания, а
"страдание-то и есть жизнь".