Добро
и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир
Да
здравствует весь мир!
Л. Н. Толстой
Если
поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва
Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения
и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны
единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко
противопоставленными два лагеря тогдашней России - народный и антинародный.
В
итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая
посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются
обманутыми действительностью во всех
надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха
1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в
героическом общенародном действии. Князь Андрей - этот рыцарь без страха
и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому
что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по
отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: "Французы
разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую
секунду". Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и
людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости.
Автор пишет о герое: "Он был предан делам своего полка, он был заботлив о
своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш
князь", им гордились и его любили". Подобно этому, Пьера солдаты
назовут "наш барин". Всю свою
жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем,
большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе "мое"
и "общее". И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия
— только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало
его аристократическую замкнутость, открыло
его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою
любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и
князь Андрей, именно в бородинских главах
возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты,
ополченцы, народ, — только они и являются
истинными выразителями действия. Пьер восхищается
их величием и самопожертвованием. "Солдатом быть, просто
солдатом!" - думал Пьер, засыпая".
В
"Войне и мире" речь идет о такой эпохе, когда человек находится на
первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие
действия, творящие ее (эпоху), становятся из "маленьких" людей
большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского
сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что
Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия "из моральной бани"
вышла! Пьер — главный герой "Войны и мира", это доказывается и всем
его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая
и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно
от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи
Ростовой.
По
мнению Толстого, Наташа - сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки,
пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер
говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: "Я не знаю, с каких пор я
люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее
не могу представить жизнь".
Толстой
подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к
жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа
Наташи в "Войне и мире" велика. Она — сама душа радостного человеческого
общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием
такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала
лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого.
Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок, заблуждений, но все же путь
обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь -путь утрат,
когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин
украл кошелек у Ростова, "у своего брата украл", но это не только не
мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу
Николая Ростова.
Когда
ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет
воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: "Я виноват".
Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами
— все это странно воспринимает Николай Ростов.. В душе Николая
Ростова поднимается бунт, возникают "странные мысли". Но этот бунт
заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на
офицеров, осуждающих этот союз: "Наше дело исполнять свой долг, рубиться
и не думать". Этими словами завершается духовная эволюция Николая
Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный
аракчеевский рубака, "коль прикажут".
|