Вечер 6 января
— Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также
называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца
Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы
сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник
был особенно любим.
Сочельник — заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.
В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних
песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего
не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого
радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении
Спасителя, можно начинать праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в Сочельник. Наши
предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена —
в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной
скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и
все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
Рождество Христово
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое
событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился
сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем
Богородицей.
Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У
Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он
родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для
животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а
простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я
возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне
родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь!
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк
2,10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это
время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние
мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь
Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели
глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а
смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие
времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет,
что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение,
волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила
пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Во тьму веков уж ночь та отступила,
Когда, устав от злобы и тревог
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился: «С нами БОГ!»
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне
Как ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось, -
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное над яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь теперь – средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны, С НАМИ БОГ!
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св.
Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После
Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых
отмечается праздник.