Майя (Мауа, множеств. число Mayab) - наименование населения полуострова Юкатан и отчасти других областей Мексики, Гватемалы, Гондураса и С. Сальвадора. До прихода испанцев в стране Майя существовало большое количество мелких владений; поселение Майяпан, под управлением династии Коком, имело, по преданию, как бы гегемонию в общем союзе. По словам туземцев, оно было разрушено за 125 лет до прихода испанцев. Весь образ жизни Майя в доиспанское время был сходен с мексиканским, только приноровлен к гораздо более теплому климату. Дома были просторны и легки, покрыты соломою или пальмовыми листьями и с большим навесом. Одежда мужчин состояла из повязки для прикрытия наготы, у женщин - из платка, обмотанного вокруг бедер . Майя стискивали головы детей между досками, чтобы дать им длинный, сплющенный вид. Они заостряли точением зубы, пробуравливали носовую перегородку и татуировали верхнюю часть тела. Календарь их в существенных чертах был тождествен с мексиканским, равно как и авгурское искусство; лишь имена знаков и картин - иные, хотя относительно большей их части можно доказать, что они вытекают из тех же представлений, как и соответствующие мексиканские. Картины у Майя получили значение письменных символов.Майя далеко оставили за собою мексиканцев в изобилии архитектурных памятников и в развитии иероглифического письма. Как и другие среднеамериканские народности,Майя не умели возводить сводов. Их крутые пирамиды, длинные, низкие фасады дворцов, с узкими, кверху трехугольником сходящимися отверстиями для дверей, не представляют красоты линии или композиции. Зато в декорации Майя достигли многого. Она состоит из несколько раз переплетенных или как бы вдвинутых друг в друга орнаментов, образцами которых были узоры тканей, особенно сеткоооразных. Война с испанцами заставила Майя разбрестись по лесам. Ср. Stoll, "Die Sprache der Ixil Indianer. Ein Beitrag zur Ethnologie und Linguistik der Maya" (Лпц., 1887); его же, "Die Mayasprache der Pokomgruppe" (Вена, 1888). Иероглифы Майя сохранились в 4 рукописях (в Дрездене, Париже и Мадриде); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Над разъяснением их работали прежде всего de Rosny (Essai sur le dechiffrement de l'ecriture hieratique de l'Amerique centrale", П., 1876) и Cyrus Thomas ("A study of the Manuscript Troano", Вашингтон, 1882). Система цифр, благодаря Э. Фёрстеманну ("Erlauterungen zur Maya: Handschrift der Konigl. offenlichen Bibliothek zu Dresden", 1886), совершенно разъяснена. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в "Zeitschrift fur Ethnologie", 1886) и Зелер (в "Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft", 19 марта 1887 г., и в "Zeitschrift fur Ethnologie", р. 231 сл.). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Самые иероглифы - не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы.